08/07/2024 Татьяна Цепкина выступила на страницах «Адвокатской газеты» в статье «ВС не дал недобросовестному руководителю общества уйти от субсидиарной ответственности», где поделилась своим мнением о возможности предъявления соответствующего иска вне рамок дела о банкротстве юридического лица.
Верховный Суд рассмотрел дело, в рамках которого кредитор обратился в суд с заявлением о включении требований в размере более 5,5 млн руб. в реестр требований кредиторов должника как субсидиарного ответчика. Ответчиком в этом деле являлся единственный участник и генеральный директор ООО, которое было исключено из ЕГРЮЛ по решению налогового органа как недействующее. Заявитель считал, что ответчик при ликвидации общества действовал недобросовестно, в связи с чем должен ответить по долгам подконтрольного ему общества, доведённого им до такого состояния. Арбитражные суды всех трёх инстанций установили признаки виновного поведения ответчика, но отказали в привлечении к ответственности. Суды указали, что кредитор имел возможность контролировать решения, принимаемые налоговой службой, и оспорить запись об исключении общества из ЕГРЮЛ.
Верховный Суд не согласился с позицией нижестоящих инстанций. Отменяя судебные акты, Судебная Коллегия указала, что правопорядок не поощряет «брошенный бизнес», а непринятие кредитором мер против исключения юридического лица — должника из реестра не образует оснований для освобождения лица от ответственности или уменьшения ее размера. Требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве бывшего руководителя «брошенного» ООО.
Комментируя своё выступление в главном издании российского адвокатского сообщества, руководитель практики L&P «Несостоятельность и банкротство» Татьяна Цепкина отмечает: «Зачастую недобросовестные учредители используют административную ликвидацию юридического лица для ухода от расчёта с кредиторами, так как исключённое из реестра юридическое лицо по обязательствам не отвечает. Рассматриваемое дело и обширная субсидиарная практика адвокатов L&P – тому подтверждение. Сформированная позиция высшей судебной инстанцией может помочь кредиторам взыскать долги в деле о банкротстве недобросовестного учредителя и/или руководителя».