На прошлой неделе адвокаты санкционной практики L&P добились сразу двух значимых успехов в защите интересов своих доверителей от необоснованного применения ограничительных мер Европейского Союза в Австрийской республике.
Клиент L&P, российский гражданин, столкнулся с необоснованной блокировкой своего банковского счета одной из крупнейших кредитных организаций Австрии, банком BAWAG. Банковский счет был открыт клиентом более 20 лет назад и использовался преимущественно для целей сбережения денежных средств. В прошлом году клиент обратился в банк с заявлением о перечислении денежных средств на счет в другой кредитной организации, однако в исполнении его распоряжения, как и в снятии денежных средств со счета, банком было отказано, что и послужило поводом для обращения к адвокатам L&P.
Проанализировав материалы дела, адвокаты санкционной практики L&P вместе с коллегами из австрийской юридической фирмы GRAF ISOLA приняли решение направить в адрес BAWAG досудебную претензию, в которой были изложены все сохранившиеся к настоящему времени сведения о происхождении денежных средств клиента и информация о его профессиональной деятельности. Рассмотрев обращение, банк согласился с содержащимися в нем доводами и принял решение о разблокировке денежных средств и перечислении их на банковский счет клиента.
«Необоснованно долгая и подробная проверка источников происхождения денежных средств, внесенных российскими гражданами на зарубежные банковские счета несколько десятилетий назад, становится обычным делом. Не всегда легальность происхождения средств можно легко и оперативно подтвердить. Прежде всего, это связано с тем, что с момента помещения денег на счет прошло значительное количество времени. К счастью, в нашем случае банк получил исчерпывающие сведения о законности заработанных доверителем денег», — комментирует адвокат L&P Антон Минаков.
В отличие от спора с участием BAWAG, разрешение которого оказалось возможно в достаточно сжатые сроки, работа над кейсом по разблокировке денежных средств на корреспондентском счете организации-доверителя L&P, открытом в Raiffeisen Bank, крупнейшем банке Австрии, заняла около года. Заморозка денежных средств была обусловлена неверной оценкой санкционного статуса клиента L&P комплаенс-службой австрийского банка, в связи с чем потребовалось обращение напрямую к регулятору – Национальному банку Австрии, который принял решение об отсутствии правовых оснований для применения к клиенту L&P ограничительных мер ЕС и обязал Raiffeisen Bank разблокировать операции по счету нашего доверителя.
«Особенностью применения финансовых санкций ЕС в Австрии является предоставление регулятором права кредитным организациям самостоятельно определять свою политику в отношении потенциальных клиентов и оценивать их статус в контексте ограничительных мер ЕС. Подобная практика приводит к ситуации замкнутого круга: Национальный банк Австрии перекладывает ответственность на банки, а банки, в свою очередь, ожидают решения по наиболее сложным ситуациям со стороны регулятора. В этих условиях полученное нами решение регулятора можно считать исключительно ценным и значимым не только для конкретного доверителя, но и для всей формирующейся сферы санкционного права в целом», — отмечает адвокат L&P Алексей Середа.